VideoHab » Фильмы » Фильмы США » Великий и могучий (1954)

Описание фильма: Великий и могучий (1954)

"Великий и могучий" (1954) — напряженная авиационная драма, где главный герой, второй пилот Дэн Роман, должен взять на себя управление коммерческим авиалайнером, когда на рейсе из Гавайев в Калифорнию у самолета происходит сбой двигателя. В условиях угрозы катастрофы и нехватки опыта Дэн готовится к аварийной посадке, пока пассажиры переживают свои личные кризисы и переосмысливают жизнь. Этот фильм стал образцом жанра катастрофы 1950-х годов, с драматической музыкой, получившей Оскар, и актерским составом, который определил золотой век Голливуда.**
Плеер C

Роман Эрнеста Ганна ясно показывает, что персонаж Салли Макки прибегла к проституции, чтобы выжить. Киноверсия, сделанная в разгар голливудской цензуры, не могла прямо заявить об этом; однако Ганну удалось хитро намекнуть на информацию во время входа Салли, когда два моряка в аэропорту Гонолулу узнают ее и многозначительно замечают: «Эй, смотри! Помнишь?»

Широко признано одним из лучших выступлений Джона Уэйна в карьере, и в значительной степени случайным образом: Уэйн вошел в роль Дэна Романа в одиннадцатый час, после ухода Спенсера Трейси в последнюю минуту, просто чтобы спасти проект (который сам Уэйн финансировал) от выхода за рамки бюджета. Персонаж Романа — пораженный, уязвимый и совершенно не героический — был антитезой всемогущего экранного образа Уэйна, который заставил его играть значительно за пределами своего обычного диапазона. Результатом стало душераздирающее, неожиданно трогательное изображение.

Фильм был недоступен для просмотра в течение нескольких десятилетий из-за разрозненных споров о роялти и правах, но в 2005 году он был наконец доступен через наследие Джона Уэйна. Потребовалась обширная реставрация, включая восстановление, как сообщается, утерянной катушки, прежде чем фильм был реализован в его нынешнем первозданном состоянии для домашнего видео и телевизионной трансляции.

Почти на каждый из любимых фильмов-катастроф 1970-х годов сильное влияние оказали «Великий и могучий» (1954) и еще один фильм-катастрофа, предшествовавший появлению этого жанра, «Час испытания» (1957).

Роль Джона Уэйна в значительной степени не прописана в сценарии. Особенно в первой половине фильма, почти вся его игра передается через выражение лица.

Роберт Стэк бомбардировал режиссера Уильяма А. Уэллмана неустанными просьбами о роли Джона Салливана, и интервью с Уэллманом в конечном итоге закрепило сделку. Однако Джон Уэйн представлял себе настоящего летчика Роберта Каммингса на эту роль, и Стэк позже сообщил, что Уэллман сказал, что он планирует переубедить своего продюсера и настоять на том, чтобы Стэк получил эту роль, предупредив Стэка, что «если ты облажаешься, Джон Уэйн задушит нас обоих». Спустя десятилетия Стэк высмеял своего стоического персонажа в классической пародии на фильмы-катастрофы «Аэроплан!» (1980).

Книга Эрнеста К. Ганна 1961 года «Судьба — охотник» представляет собой серию зарисовок о летной карьере Ганна до, во время и после Второй мировой войны. В главе XVIII книги он описывает ситуацию, когда в авиалайнере, которым он управлял, периодически возникала странная вибрация, очень похожая на ту, что произошла в «Высоком и могучем». Вместо того, чтобы эта вибрация привела к катастрофическому отказу двигателя, как было показано в фильме, оказалось, что проблема заключалась в отсутствующем болте шарнира руля высоты в хвосте авиалайнера Ганна. Однако, если бы Ганн не предпринял точных действий, которые он предпринял, авиалайнер вошел бы в неконтролируемое пике в океан.

Спенсер Трейси изначально был выбран на роль Дэна Романа. Однако он отказался от фильма, услышав несколько негативных комментариев о том, насколько строгим и дисциплинированным был режиссер Уильям А. Уэллман .

Ближе к концу фильма, когда Роберт Стэк просит Джона Уэйна насвистывать что-то (потому что он лучше работает с музыкой), мелодия, которую насвистывает Уэйн, — «Я развалина из Технологического института Джорджии».

Некоторые зрители фильма, возможно, задавались вопросом, почему самолет не пытался приземлиться ни в Лос-Анджелесе, ни в Сан-Диего, которые, по-видимому, находятся ближе к Гонолулу, чем Сан-Франциско (самый северный город из трех). На самом деле, Сан-Франциско находится на 150 миль ближе к Гонолулу, чем Лос-Анджелес или Сан-Диего.

После того, как фильм резко поднялся в прокате, режиссер Уильям Уэллман сообщил, что Джоан Кроуфорд , Ида Лупино , Барбара Стэнвик , Джинджер Роджерс и Дороти Макгуайр отказались от предложенных им ролей, поскольку никто из них не хотел предстать в столь невыгодном свете, как персонажи Клэр Тревор и Джен Стерлинг, обе из которых, по иронии судьбы, были номинированы на премию «Оскар» за свои работы.

Включен в список 400 фильмов, номинированных Американским институтом киноискусства на премию «100 самых трогательных американских фильмов» в 2001 году.

Долго считавшийся дедушкой эпического «фильма-катастрофы», «Великий и могучий» (1954) был задуман более чем за 15 лет до того, как жанр действительно взлетел с «Аэропортом» (1970). В то время как фильмы-катастрофы стали ассоциироваться со звездным составом, каждая крупная звезда, получившая предложение сняться в «Великом и могучем» (1954), отказалась, что привело к тому, что в фильме были заняты исключительно актеры категории B, за исключением Джона Уэйна. Но уверенное руководство Уильяма Уэллмана превратило материал в кассовое золото, собрав в процессе шесть номинаций на «Оскар».

На момент выхода фильма большая часть успеха приписывалась мастерскому музыкальному сопровождению Дмитрия Темкина, удостоенному премии «Оскар». Однако завораживающая заглавная песня прозвучала только дважды, в начале и в конце. Следуя своей бесстыдной привычке, вечно саморекламирующийся Темкин заказал текст для своей темы в надежде выиграть две премии «Оскар» за лучшую песню и лучшую музыку. Хотя эта схема достигла желаемого эффекта ранее с двойной победой за «High Noon» (1952), его заглавная песня для «The High and the Mighty» (1954) проиграла награду того года другой заглавной песне — из «Three Coins in the Fountain» (1954).

Эрнест К. Ганн добился редкости в Голливуде, получив возможность адаптировать свой собственный роман для экрана, без вмешательства сторонних лиц или дополнительных авторов диалогов. Он добавил в фильм только один элемент, которого не было в книге, — персонажа Тоби, маленького мальчика, который спит на протяжении всего действия. Режиссер Уильям А. Уэллман был настолько очарован персонажем, что взял на роль собственного сына Майкла.

Поскольку Джон Уэйн исполнял обязанности и звезды (в качестве ассистента Спенсера Трейси), и продюсера, принято считать, что большая часть его роли была урезана перед съёмками, поскольку персонаж Дэна Романа имеет заметно мало экранного времени в окончательной версии фильма, и маловероятно, что Трейси согласился бы на такую ​​маленькую роль, если бы она изначально была написана таким образом.

Фил Харрис долгое время был лидером группы и в конечном итоге участником состава радиошоу Джека Бенни. Одной из постоянных шуток Бенни было то, что он всегда утверждал, что ему 39 лет. Харрис в этом фильме шутливо подшутил над Бенни. В то время Харрису было 50, но его персонаж в этом фильме утверждает, что ему 38 — на год «моложе» Бенни.

Это второй из двух фильмов, в которых Карл «Альфалфа» Свитцер появляется в качестве второго пилота спасательного самолета, ищущего самолет Джона Уэйна. Первый был годом ранее в «Небесном острове» (1953) . Он не делит ни одной сцены с Уэйном. Фактически, в фильмах «Высший и могучий» и «Остров в небе» многие из актеров и съемочной группы были одинаковыми. Вместе с Уэйном и Свитцером в обоих фильмах появляются еще пять актеров: Реджис Туми, Пол Фикс, Энн Доран, Джордж Чендлер и Майкл Уэллман, сын режиссера.

Хотя широко распространено мнение, что самолет DC-4, использовавшийся для съемок сцен посадки и полета пассажиров, был тем же самолетом, который был потерян 28 марта 1964 года, когда самолет (бывший военный Douglas C-54A-10-DC, построенный в 1944 году, зарегистрированный как N4726V и известный как «Аргентинская королева») упал в Тихий океан примерно в 700 милях к западу от Сан-Франциско, это миф. Как подтверждается бортовым журналом пилота Transocean Airlines, который управлял DC-4 в фильме, капитана Билла Китинга (см. его письмо редактору в информационном бюллетене Transocean Airlines за февраль 2008 года, стр. 6), фактическим самолетом, использованным в фильме, был Transocean Airlines DC-4 «African Queen», регистрационный номер N-4665V.

В этом фильме снялись четыре будущих актёра фильма «Звёздный путь» (1966) : Пол Фикс , сыгравший доктора Пайпера в фильме «Куда не ступала нога человека» (1966) , Уильям Шаллерт , сыгравший Нильца Барриса в фильме «Неприятности с трибблами» (1967) ; Дэвид Брайан , сыгравший Джона Гилла в фильме «Узоры силы» (1968) и Уильям Кэмпбелл , сыгравший клингона Колота в фильме «Неприятности с трибблами» (1967) и Трелейна в фильме «Сквайр из Готоса» (1967) .

Один из многих фильмов и романов 1950-х годов, на которые повлиял успех фильма MGM «Злые и прекрасные» (1952). Другие в этом же духе: «Гордые и нечестивые» (1956), «Смелые и отважные» (1956), «Гордость и страсть» (1957), «Обнаженные и мертвые» (1958), «Пламя и плоть» (1954) и «Агония и экстаз» (1965).

У Педро Гонсалеса Гонсалеса и Джона Уэйна была интересная связь. Гонсалес, который в то время был крайне беден и функционально неграмотен, был участником игрового шоу Граучо Маркса Ставка - жизнь (1950) . Уэйн случайно смотрел шоу. Нервная неловкость Гонсалеса и невольно смешные вещи, которые он говорил, показались Уэйну настолько забавными, что он связался с шоу, получил контактную информацию Гонсалеса и предложил ему роль в фильме. С этого момента Гонсалеса стали считать постоянным членом стандартной актерской труппы Джона Уэйна. Помимо изменения жизни Гонсалеса, это повлияло и на его семью. Его внук, Клифтон Коллинз-младший , сам по себе стал очень успешным актером.

Это один из четырех фильмов, в которых Пол Фикс и Джон Куален появляются вместе. Это также один из трех фильмов, в которых они оба появляются с Джоном Уэйном. Они также появятся вместе в одном эпизоде ​​"Улиц Сан-Франциско".

Эд и Клара Джозеф указали свой возраст как 38 и 33 года, но игрокам Филу Харрису и Энн Доран на самом деле в то время было 50 и 43 года.

Одной из причин, по которой в фильмах-катастрофах 1970-х годов стали модными актерские составы, полностью состоящие из звезд, было то, что зрителям нужно было различать до 20 разнородных персонажей, чтобы следить за отношениями в сюжете, а знакомые лица сокращали работу зрителей вдвое. (Режиссер Сидни Люмет использовал ту же философию при подборе актеров для фильма «Убийство в Восточном экспрессе» [1974]). Поскольку фильм «Великий и могучий» (1954) не смог привлечь лучших талантов, одним из главных критических замечаний в последующие годы была выраженная проблема с сохранением пассажиров в правильном порядке, потому что, хотя фильм и объединил некоторых из лучших характерных актеров Голливуда, их лица были недостаточно узнаваемы, чтобы различать персонажей.

Текст известной заглавной песни звучит только в самом конце, исполняется большим хоровым коллективом и отличается от привычного текста популярной песни того времени.

Режиссер Уильям Уэллман вступил во Французский Иностранный легион и 3 декабря 1917 года стал летчиком-истребителем. Он стал первым американцем, присоединившимся к эскадрилье N.87 в составе Лафайетского летного корпуса (не Лафайетской эскадрильи, летавшей на самолетах Nieuport 17 и 24). Свой опыт он применил при постановке фильма «Крылья», который 16 мая 1929 года получил первую премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм».

Этот фильм часто упоминается как один из источников вдохновения для пародийного фильма «Аэроплан» (1980). Роберт Стэк снялся и в том, и в этом фильме.

Единственное, что насвистывает персонаж Уэйна, помимо заглавной мелодии, это "Ramblin' Wreck from Georgia Tech". Футбольная команда GT Yellow Jackets была постоянным претендентом на титул в начале 1950-х годов и выиграла национальный чемпионат в 1952 году. В результате боевая песня Jackets стала такой же известной, как и песня Notre Dame. Как ни странно, именно песня Tech имеет ирландские корни, традиционный тип ирландской джиги, часто слышимый в песнях для застолья в пабах.

Первоначально бюджет фильма составлял 1,32 млн долларов, но перерасход средств привел к общей стоимости в 1,47 млн ​​долларов. За режиссуру Уэллман получил 100 000 долларов, а также часть прибыли от фильма. Уэйн заработал 175 000 долларов в дополнение к проценту от кассовых сборов фильма. Фильм получил в основном положительные отзывы и собрал 8,5 млн долларов в кинотеатрах.

Первоначально Уильям Уэллман имел сомнения по поводу «интимных» сюжетных линий, которые доминируют в постановке, предпочитая больше сосредоточиться на авиалайнере и пилотах. Тем не менее, после обсуждения сценария, изложенного в окончательном варианте сценария, он одобрил новый подход, который отсылал к более ранним фильмам с ансамблем, таким как «Гранд Отель».

В фильме есть персонаж по имени Хамфри Агню. По совпадению, Хамфри и Агню — фамилии 38-го и 39-го вице-президентов США соответственно, но ни один из них не вступил в должность более чем через десять лет после выхода этого фильма.

Большая часть актерского состава неделями сидела в пассажирском салоне во время съемок на звуковых павильонах в Голливуде. Актеры вспоминали, что им не понравился этот опыт; Клэр Тревор назвала это «унылой картиной для съемок». Уэйн и Стэк не столкнулись с подобными проблемами, поскольку их снимали по отдельности и в комфортных условиях в кабине. Дополнительные съемки проходили в Сан-Франциско, а также в отеле Royal Hawaiian и на пляже Вайкики на Гавайях. Внешние сцены аэропорта снимались в аэропорту Glendale Grand Central Air Terminal, к востоку от Бербанка, Калифорния, где была построена уличная съемочная площадка, имитирующая ворота терминала в SFO в начале 1950-х годов. Дополнительные внешние кадры были сделаны в муниципальном аэропорту Окленда, включая все сцены посадки, запуска двигателя, руления и взлета, использованные в начальных сценах. Внешние ночные сцены и сцены с поврежденным самолетом были сняты в студии, где на фоне была сфотографирована крупномасштабная съемочная миниатюра.

«Высокий и могучий» — американский фильм-катастрофа 1954 года, снятый Уильямом А. Уэллманом по сценарию Эрнеста К. Ганна, который также написал роман 1953 года, на котором основан его сценарий. Фильм снимался в WarnerColor и CinemaScope, главную роль в нём сыграл Джон Уэйн, который также был сопродюсером проекта.

Самолеты занимают видное место в фильме «Высокий и могучий», включая два необычных авиационных события — недолгое использование Береговой охраной США спасательного самолета B-17/PB-1G «Дамбо» вместе с кратким запуском экспериментов с версией V-1 (ранний вид крылатой ракеты) ВМС США JB-2 на испытательном полигоне атомных ракет. Послевоенное использование поршневых самолетов в океанических полетах было ключевым элементом фильма, что потребовало использования современного на тот момент авиалайнера.

Спойлеры
Сцены полета снимались в третью неделю ноября 1953 года с использованием DC-4, взятого взаймы у Transocean Airlines. Финальная сцена, показывающая, как все пассажиры и экипаж высаживаются в Сан-Франциско, согласно пилоту, на самом деле снималась в старом и ныне несуществующем Glendale Air Terminal, где была построена специальная уличная съемочная площадка, имитирующая выходы на посадку в Сан-Франциско в те дни.

Режиссер Уильям А. Уэллман тонко вплел тему искупления в свой фильм, особенно в бедственное положение Салли Макки (Джен Стерлинг) и Дэна Романа (Джон Уэйн). Уэллман был смелее в кульминационной сцене приземления, придав огням взлетно-посадочной полосы безошибочно узнаваемую форму креста.

Джен Стерлинг было необходимо сбрить брови в подготовке к своей кульминационной сцене, и, как сообщается, они так и не выросли снова. «Высокий и могучий» (1954) был, несомненно, лучшим часом карьеры Стерлинг, и ее готовность полностью снять с себя макияж перед камерой считалась новаторской для актрисы той эпохи, поскольку гламур — на экране и за его пределами — был 24/7 необходимым условием для звездности в кино. Стерлинг и Пол Келли играют сцену одним непрерывным дублем, а режиссер Уильям А. Уэллман перемещает камеру только один раз, нацеливаясь на лицо Стерлинг, когда она наконец поворачивается фронтально, чтобы показаться Келли, буквально и образно раздетой. Блестяще исполненная сцена принесла Стерлинг заслуженную номинацию на «Оскар», хотя в конечном итоге она уступила награду Еве Мари Сэйнт за «В порту» (1954).

Ошибка? Сообщите о любой ошибке связанной с описанием или проигрыванием данного фильма

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив