Оклахома! (1955)

- Оригинальное название: Oklahoma!
- Ограничение: 12+
- Озвучка: Виктор Рождественский, Мария Виноградова, Владимир Шишкин, Елена Понсова, Капитолина Кузьмина
- Год выхода: 1955
- Страна: США
- Жанр: Мюзикл, Вестерн, Комедия, Мелодрама, Драма
- Режиссер: Фред Циннеман
- Актеры: Гордон МакРэй, Глория Грэм, Джин Нельсон, Шарлотта Гринвуд, Ширли Джонс, Эдди Альберт, Джеймс Уитмор, Род Стайгер, Барбара Лоуренс, Джей С. Флиппен
- Из Подборки: С наградами, Лауреат премии "Оскар", Музыкальные
Описание фильма: Оклахома! (1955)
На фоне борьбы за любовь Керли и Лори разворачивается вторая романтическая линия, где Адо Энни и ковбой Уилл Паркер пытаются преодолеть трудности в отношениях. Завораживающий сюжет, яркие музыкальные номера и колоритные образы героев делают этот мюзикл настоящим шедевром. Конфликты, любовь и неожиданные повороты приводят к кульминации, где искренность и смелость героев одерживают победу.**
Глория Грэм, не имевшая музыкального слуха, пела без дубляжа. Ее песни приходилось монтировать из записей, сделанных буквально нота в ноту.
Финальная сцена в рутине «Канзас-Сити» оказалась наградой для Лизанн Труэкс и Джейн Фишер . Прыжок с движущегося поезда в объятия ожидающих ковбоев требовал идеального расчета времени. Прямо перед первым дублем представитель профсоюза потребовал корректировки, которая оказалась в размере 250 долларов за каждый прыжок. Спустя семь дублей режиссер Фред Циннеманн был удовлетворен. Труэкс заметила, что они должны помнить о необходимости чаще требовать корректировки, поскольку ей нужно было расплатиться за Ford 1951 года.
Песня «Kansas City» была отредактирована для цензуры. Уилл пел ее: «Я мог бы поклясться, что она была набита от плеч до пят. А потом она начала танцевать, и ее танец заставил меня почувствовать, что все, что у нее было, было абсолютно реальным». В оригинальном сценарии пьесы было: «Я мог бы поклясться, что она была набита от плеч до пят. И позже во втором акте, когда она начала облезать. Она доказала, что все, что у нее было, было абсолютно реальным».
Найти «кукурузу высотой с глаз слона» оказалось довольно сложной задачей. Поскольку съемки должны были проходить вне сезона, высоких кукурузных полей нигде не было. Эту работу поручили сотрудникам сельскохозяйственного факультета Университета Аризоны, которые посадили каждый стебель в отдельный контейнер и затаили дыхание. Благодаря дождю и удаче кукуруза выросла до высоты 16 футов, заставив Оскара Хаммерштейна пошутить: «Теперь кукуруза высотой с глаз слона, сидящего на другом слоне».
Хотя Джеймс Митчелл и Бэмби Линн танцевали партии Керли и Лори в Dream Ballet, Род Стайгер танцевал в этой последовательности сам, потому что не было никого, кто был бы достаточно похож на него со спины. Несмотря на свои первоначальные сомнения и после значительной подготовки от хореографа Агнес де Милль , Стайгер на самом деле сделал достойную работу, позже назвав это одним из самых сложных испытаний, с которыми он когда-либо сталкивался.
Съемки проходили в Сонойте (штат Аризона) и ее окрестностях, поскольку в 1955 году настоящая Оклахома была настолько интенсивно застроена и развита, что найти подходящие районы, которые напоминали бы сельскую и неразвитую Оклахому начала века, когда разворачивается действие мюзикла, было не так уж много.
Две девушки, увлеченные Уиллом Паркером, были изобретением режиссера Фреда Циннемана и хореографа Агнес де Милль . Лизанна Труэкс (блондинка) и Джейн Фишер (брюнетка) изначально должны были появиться только в номере «Канзас-Сити». Они уже работали с де Милль, и она знала, что они могут выглядеть как двенадцатилетние, хотя им было двадцать три и двадцать шесть лет соответственно. Циннеману и де Милль так понравилась работа девушек, что они решили добавить их — и их персонажей «The Goon Girls» — во весь фильм. Циннеман хотел, чтобы роль «Ado Annie» была сыграна комично, но Глория Грэм продолжала добавлять в эту роль сексуальный поворот, поэтому он сказал «Goon Girls», что будет использовать их более широко в качестве комического контраста, чтобы компенсировать интерпретацию Грэм. Они появлялись в каждой танцевальной сцене и имели больше экранного времени, чем некоторые из ее коллег. Поскольку девушки собирались так много выставляться напоказ, возникли некоторые дискуссии о том, как их называть. Циннеманн сказал, что, поскольку они всегда «gooning» (дурачатся), их следует называть «Goon Girls», и так и родилось прозвище. У Truex также было три однострочника, и Фишер крикнул: «Это нормально для тебя, Уилбур. Ты тоже слишком молод, чтобы идти», когда женщинам не разрешили участвовать в шивари после свадьбы — несколько необычно для ансамблевых танцоров. Ожидая выхода фильма, Лизанн присоединилась к европейскому турне сценической версии «Оклахомы!», в которой снимались Ширли Джонс и ее будущий муж Джек Кэссиди . В этом туре Truex сыграла роль «Девушки, которая падает», которую в фильме сыграла Вирджиния Бослер . Фишер играла эту роль в течение последних восьми месяцев оригинального бродвейского спектакля, а затем в национальном туре.
Альбом саундтреков к фильму стал одним из самых успешных когда-либо выпущенных киноальбомов. Он был более успешным, чем оригинальный альбом бродвейского состава «Оклахомы!» 1943 года, который был самым большим сценическим хитом своего времени.
Готовя фильм за целый год до начала съемок, арт-директор Джозеф Райт изучал погодные записи для этого места и обнаружил, что они показывали, что эта область подвержена ужасным весенним паводкам. Несмотря на возражения бюджетных продюсеров, он настоял на том, чтобы на строительство плотины было потрачено 15 000 долларов. Наводнения в конечном итоге произошли, как и прогнозировалось, и сэкономили более 250 000 долларов на декорациях.
Когда Лизанн Труэкс спросили о ее отличительной стрижке в фильме, она сказала, что из-за невинного мальчишеского поведения ее персонажа «Goon Girl» парикмахер студии изменил ее «Pixie Cut» на «Bowl Cut» — «Как делали маленьким детям того времени». Во время съемок она прихорашивалась перед зеркалом за кулисами, сетуя на результаты, а Джейн Фишер наблюдала за ней. Режиссер Фред Циннеманн включил эту очаровательную виньетку в танцевальную программу «Many a New Day» по предложению Агнес де Милль , которая случайно увидела инцидент и ей понравилось то, что она увидела. Лизанн также пришлось взять на вооружение высокий детский голос, чтобы произносить свои реплики. В реальной жизни ее голос описывали как голос Марлен Дитрих — хриплый и глубокий.
Фред Циннеманн хотел, чтобы Джеймс Дин сыграл Кёрли, но Роджерс и Хаммерстайн наложили вето на него в пользу более традиционного Гордона Макрея . Дин исполнил песню «Poor Jud is Dead» с Родом Стайгером , которая поразила Циннеманна, но его пение посчитали недостаточно сильным, поэтому роль отдали Макрею. Стайгер заметил, что Дин «ещё не совсем освоил свою технику. В момент своей смерти он слишком много работал инстинктивно. Он был блестящим в одной сцене, а затем проваливал следующую».
Пронзительная сцена в «Many a New Day», где блондинка «Goon Girl» Лизанна Труэкс кладет голову на плечо Ширли Джонс , была снята на 43-м дубле. Режиссер Фред Циннеманн был недоволен тем, как девушки собрались вокруг мисс Джонс, и ему пришла в голову эта идея.
В автобиографической книге Шейлы Макрей «Голливудская мать года» в главе под названием «Кудряшка, Билли и я» она рассказала, что у Гордона Макрея (Кудряшка) было очень мало волн в волосах. Это создавало проблему, так как он должен был играть человека, получившего свое прозвище из-за своих кудрявых локонов. Кинопарикмахеры пытались это исправить, но Оскар Хаммерштейн был недоволен результатами и предложил Гордону сделать перманент. Гордон отказался, но вместо этого согласился позволить своей жене Шейле каждое утро завивать ему волосы пальцами, чтобы имя его персонажа было правдоподобным.
С Глорией Грэм было очень трудно работать, особенно на съемочной площадке этого фильма. Она отказывалась сниматься в некоторых сценах, постоянно опаздывала и спорила с актерами и съемочной группой. Ширли Джонс , которая снималась в своем первом фильме, сказала в интервью 1990 года, что это была очень неудобная ситуация.
Марк Платт , Бэмби Линн и Джейн Фишер — единственные участники актерского состава оригинальной бродвейской постановки, которые появляются в фильме, но они не исполняют свои оригинальные сценические роли.
Мюзикл, на котором основан этот фильм, изначально назывался "Away We Go!" Название было изменено на "Oklahoma!" после популярности этой песни среди первоначальной аудитории пьесы. Это был первый бродвейский мюзикл, в котором каждая песня имела прямое отношение к сюжету, и в котором не было ни одной, которая была бы просто музыкальными интермедиями.
Глория Грэм часто исчезает из музыкальных номеров, предположительно, потому что она не смогла справиться с хореографией. Она появляется в "The Farmer and the Cowman" только достаточно долго, чтобы спеть свой куплет, но до этого момента ее нигде не видно, и она сразу же исчезает. Когда начинается песня "Oklahoma!", Грэм можно увидеть на крыльце с Джином Нельсоном , хотя она явно импровизирует свой дискомфорт, прячась за ним, и она не поет текст с остальными актерами. Как только Нельсон спрыгивает с крыльца, чтобы присоединиться к ансамблю, Грэм исчезает на оставшуюся часть номера.
Песня "Lonely Room" (в исполнении Джада) была исключена из фильма. В ней Джад объясняет свои горькие обиды и глубокие разочарования. Возможно, это посчитали слишком сильным для зрителей 1955 года.
Продюсер Артур Хорнблоу-младший изначально хотел, чтобы роль Кёрли исполнил Говард Кил . Кил придумал эту роль в первой лондонской постановке «Оклахомы!» в 1946 году. Поскольку он снимал несколько фильмов на своей домашней студии MGM, которая отказалась его одолжить, Кил отказался от роли.
Бетти Хаттон отказалась от роли Адо Энни, роли, которая могла бы возродить ее карьеру на экране. Вместо этого она решила сняться в телевизионном спецвыпуске под названием Satins and Spurs (1954) .
Это был первый и единственный мюзикл Фреда Циннеманна , и он стоил астрономическую сумму в 6,8 млн долларов в долларах 1954 года, что в 2020 году эквивалентно 65 497 650,56 доллара. В 2020 году это был бы лишь умеренный бюджет для одного фильма, и следует помнить, что два фильма были сняты в двух разных форматах.
Оригинальная бродвейская постановка «Оклахомы!» открылась в театре St. James в Нью-Йорке 31 марта 1943 года и прошла 2212 раз, установив рекорд для мюзикла. Альфред Дрейк и Джоан Робертс сыграли главные роли в ролях Кёрли и Лори, Говард Да Силва — Джада Фрая, а Селеста Холм — Адо Энни.
В номере «Канзас-Сити» Агнес де Милль нужны были женщины, с которыми мужчины могли бы танцевать, и, верная своей решимости всегда рассказывать историю с помощью своей хореографии, она создала идею двух двенадцатилетних детей, которые пришли на вокзал, чтобы увидеть, как их герой-ковбой триумфально возвращается с родео в Канзас-Сити. Ей довелось работать с двумя танцовщицами, Лизанн Труэкс (блондинка) и Джейн Фишер (брюнетка), которые были достаточно маленькими, чтобы выглядеть как дети, но чтобы действительно создать иллюзию, она заставила их держаться за руки и застенчиво ускользать при каждой возможности. Их эффективность в этом номере привела к тому, что их вплели в остальную часть фильма, хотя их не было ни в сценарии, ни в оригинальной пьесе. Они появляются практически везде (если бы режиссер мог придумать логическую причину для их нахождения в коптильне, они, вероятно, были бы в сцене «Бедный Джад мертв»). Позже, в номере "All 'Er Nuthin'", где они танцуют вокруг Уилла Паркера, как они надеются, соблазнительным образом и получают в награду поцелуй в щеку, девушка, которую играет Джейн, берет дело в свои руки и целует Уилла, хотя она не уверена, что делает. В ранних дублях Джейн морщилась и целовала его, как взрослая. Это казалось неправильным для невинной двенадцатилетней девочки, поэтому ей сказали держать глаза открытыми и просто стукнуть его лицом, как целует четырехлетняя девочка. Это сработало — иллюзия молодости сохранилась, и это, несомненно, самый смешной визуальный образ в фильме.
В своей автобиографии «Playing the Field» Мэми Ван Дорен вспоминает свою кампанию за роль Адо Энни. Ван Дорен утверждает, что одной из причин, по которой она потеряла роль, было то, что ее преподаватель актерского мастерства, которая оказалась матерью Глории Грэм , упомянула об интересе Ван Дорен к роли в разговоре с ее дочерью; Грэм внезапно сама заинтересовалась в том, чтобы сыграть эту роль, и начала собственную кампанию, чтобы выиграть ее, что она и сделала.
Включён в список 400 фильмов, номинированных на премию «100 величайших американских фильмов» Американского института киноискусства за 1998 год.
Поезд в фильме — локомотив Southern Pacific Railroad 1673. Он курсировал в Южной Аризоне с 1900 по 1955 год. В настоящее время он выставлен в историческом депо Тусона в центре Тусона.
Версия, показанная на BBC 2 в августе 2019 года, была полностью оригинальной в формате CinemaScope, согласно начальным титрам. Но, что любопытно, кадр все еще обрезал людей слева и справа от кадра, ноги во время танцев и шляпы — не так уж и отличается от кадрирования, когда широкоэкранные фильмы обрезались для академических телевизионных экранов с соотношением сторон 12:9, когда по крайней мере половина широкоэкранного экрана была потеряна из-за эксцентричного панорамирования и сканирования. Эта странная композиция кадра версии Cinemascope выглядит так, как будто она была обрезана из кадра 16:9.
Во время номера «Many a New Day» Вирджиния Бослер — танцовщица, прихорашивающаяся перед зеркалом, и ее также выбрали для исполнения падений, которые сделали Джоан Маккракен звездой в оригинальной бродвейской постановке. Но Агнес де Милль переделала их с изначального комического замысла на что-то более похожее на обморок (Вирджиния внезапно падает на пол, а не подпрыгивает в воздухе и приземляется на бок, скользя, как это сделала Джоан). Это оставалось загадкой, пока де Милль не стала курировать возрождение «Оклахомы!» на Бродвее в 1979 году и не сказала, что она «переделала один танец для нового состава. Первоначально он был построен вокруг Джоан Маккракен — ныне покойной. Незаменимой».
Версия для общего проката, снятая в CinemaScope, была показана в большинстве кинотеатров США. Эта версия была выпущена только в конце 1956 года, после того как версия Todd-AO, выпущенная в первый раз, шла в Нью-Йорке более года, а также после того, как киноверсии двух других мюзиклов Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II , Карусель (1956) и Король и я (1956) , уже были выпущены по всей территории США.
Мировой премьере предшествовал парад бахромчатых суррей во главе с губернатором Оклахомы Рэймондом Гэри , который проделал путь от театра St. James, где 12 лет назад открылась сценическая версия «Оклахомы!», до театра Rivoli на премьеру фильма. Там, стоя на ковре из пересаженной оклахомской почвы, губернатор Гэри помог поднять флаг штата Оклахома из рук сотрудников театра и официально провозгласил Rivoli территорией Оклахомы.
Съемки интерьеров проходили в студии MGM осенью 1954 года. Это был первый случай, когда сторонней продюсерской компании, не выпускавшей фильм через MGM, разрешили снимать там художественный фильм.
Съемки на натуре проходили к северу от Ногалеса, штат Аризона, где актеры и съемочная группа работали более двух месяцев, с конца июня до конца августа. Съемки были отложены из-за внезапных наводнений, одно из которых смыло машину с недельным запасом пленки. Съемки фильма заняли в общей сложности девять месяцев — начиная с марта 1954 года с трех месяцев репетиций, двух с половиной месяцев съемок на натуре, затем с сентября по 6 декабря снимали интерьеры на крупнейшем звуковом павильоне MGM. Длительный график производства был в основном обусловлен тем, что они фактически снимали два фильма — один в Todd-AO и один в CinemaScope.
В 1953 году Ширли Джонс , подписавшая контракт с композитором Ричардом Роджерсом , вошла в вокальный хор мюзикла Роджерса и Хаммерстайна под названием «Я и Джульетта», который тогда шел на Бродвее. Ширли Маклейн была танцовщицей в этом шоу. Маклейн, которая появлялась в нескольких постановках «Оклахомы!», попросила свою подругу Джонс поговорить с Джошуа Логаном и руководителями Fox, чтобы дать ей роль Адо Энни. Джонс так и сделала и сказала Маклейн, что руководители все полны решимости отдать эту роль Глории Грэм .
Последний фильм танцовщицы/актрисы Джейн Фишер . Она сыграла несколько ролей в раннем телевидении, вернулась на Бродвей и в первой половине шестидесятых появилась в многочисленных рекламных роликах.
Премьера этого фильма в США на телевидении в 1970 году состоялась на канале CBS, ведущими выступили актеры популярного сериала этой сети Семейное дело (1966) : Брайан Кит , Себастьян Кэбот , Анисса Джонс , Джонни Уитакер и Кэти Гарвер . Представленные в образах, вставки включали просмотр и комментирование фильма вымышленной семьей Дэвис.
В версии фильма Todd-AO на периферии видно больше изображения, чем в версии CinemaScope. Хотя периферийное изображение по обе стороны от основного действия очень детализировано, оно заметно искажается в моменты физического действия, например, движения на периферии в дальних планах.
Является первым фильмом Todd-AO с частотой кадров 30 кадров в секунду, несовместимым с 35-мм пленкой, которая имеет частоту кадров 24 кадра в секунду. В результате он был снят одновременно в 35-мм CinemaScope для общего выпуска. Второй фильм Todd-AO, Вокруг света за 80 дней (1956) , был снят в Todd-AO с частотой 30 кадров в секунду и 24 кадра в секунду. Поэтому копии CinemaScope 35 мм можно было уменьшить с версии 24 кадра в секунду. После этого второго фильма Todd-AO перешел на 24 кадра в секунду для всех будущих постановок.
Включая финансирование системы Тодда-АО, общая стоимость фильма составила 11 000 000 долларов США в ценах 1954 года, что в 2020 году эквивалентно 105 952 081,78 доллара США.
Прошел сертификацию "U" от Британского совета киноцензоров 6 июля 1956 года и открылся в Odeon, Leicester Square 6 сентября 1956 года, где шел восемь недель. Затем 30 октября 1956 года он был переведен в Odeon, Marble Arch, где шел еще двенадцать недель. К сожалению, общее количество в двадцать недель оказалось значительно короче успеха другого мюзикла Роджерса и Хаммерстайна Юг Тихого океана (1958), который шел в Dominion в течение 232 недель.
На плакатах и рекламных материалах для версии Magna/RKO Radio, выпущенной в 1955 году, Ширли Джонс указана восьмой, потому что она была новичком в "вводных" титрах, и несмотря на известность ее персонажа в истории. Позже, в 1956 году, когда 20th Century-Fox выпустила версию Cinemascope, Джонс была достойно указана третьей в актерском составе.
В этом фильме, который длится почти два с половиной часа, первые два с лишним часа происходят в один день. Остальные пятнадцать минут или около того распределены на неопределенное количество дней.
В титрах указаны три действующих обладателя премии «Оскар»: Ширли Джонс , Глория Грэм и Род Стайгер , а также два действующих номинанта на премию «Оскар»: Эдди Альберт и Джеймс Уитмор . В актерский состав также входит еще один действующий обладатель премии «Оскар», не указанный в титрах Бен Джонсон , который на этом этапе своей карьеры играл роли статиста и каскадера, как правило, ковбоя, как в этом фильме.
В 2019 году британский канал BBC 2 показал версию CinemaScope, модернизированную с новой фирменной анимацией «The Samuel Goldwyn Company». Поскольку после 1986 года MGM приобрела библиотеку Сэмюэля Голдвина, фильм технически модернизирован и теперь является мюзиклом MGM.
На суде над Кёрли Эндрю Карнс сказал: «Не обращайте внимания на то, что это была самооборона». Эта строка позже будет использована в песне The Monkees «Zilch».
Включен в список 400 фильмов, номинированных Американским институтом киноискусства на премию «100 лучших музыкальных произведений Америки в кино» в 2004 году за песню «Oh, What a Beautiful Mornin'».
Включен в список 400 фильмов, номинированных Американским институтом киноискусства на премию «100 лучших американских фильмов о любви» в 2002 году.
Включен в список 400 фильмов, номинированных Американским институтом киноискусства на премию «100 лучших фильмов Америки с лучшей музыкой» за песню «Оклахома!».
Включен в список 180 фильмов, номинированных на премию AFI «Величайшие мюзиклы», составленный Американским институтом киноискусства в 2006 году.
Комментарии (0)